Родопская узкоколейка

Родопская узкоколейка (Родопска теснолинейка)

По пути много крутых поворотов, когда можно увидеть хвост собственного поезда

Родопская узкоколейки (Родопска теснолинейка по-болгарски) – это последняя в стране действующая линия узкоколейной железной дороги между городами Добринище и Септември. Ширина колеи составляет 76 см, протяженность трассы – 124, 7 км, время в пути – около 5 часов. Всего на ней 27 станций, но, по слухам, можно попросить кондуктора, чтобы поезд остановили в нужном месте. Просьба будет передана машинисту, и он непременно пойдет навстречу. Но это мы не проверяли.
Дорога проходит через горы и славится живописными видами. Конечные пункты мы отметили на нашей интерактивной карте.

История узкоколейки

Вот так выглядит поезд

Строили эту дорогу довольно долго: первый участок от Септември (бывший Саранбей) до Велинграда (бывшее село Лъджене) был открыт в 1926 году, а последний – от Банско до Добринище – в 1945. После балканских войн и первой мировой стало очевидно, что страна нуждается в развитой железнодорожной сети. Строились дороги двух типов – более дорогие с нормальной шириной колеи (152 см) и более дешевые узкоколейные. Здесь, в горах, решено было проложить именно «теснолинейку». Предполагалось, что по ней будут перевозить древесину – в то время Болгария была вынуждена импортировать это сырье в других странах, в то время как собственные леса в горах пропадали зря из-за отсутствия нормального железнодорожного сообщения.
Хотя первый участок открыли в 1926 году, столетие Родопской узкоколейки праздновали в августе 2021 г. А все потому, что прокладывалась дорога долго и сложно. Трудности возникли уже на этапе проектирования – не все инженеры готовы были браться за такую задачу. Работа по прокладке дороги тоже продвигалась медленно – прежде всего, из-за отсутствия оборудования для строительства многочисленных тоннелей, а также из-за специфического климата (здесь вам не равнина). Так что неудивительно, что строительство шло урывками и длилось долго. Интересно, что в самом начале в нем принимали участие русские иммигранты, воевавшие до того в армии Врангеля.
В начале XXI века было демонтировано убыточное ответвление Варвара – Пазарджик. В последние годы по нему ходило всего 2 поезда утром и вечером, причем желающих прокатиться на них было как-то немного.

Где проходит узкоколейка

Кусочек маршрута на карте

Если посмотреть на узкоколейку на карте, то можно увидеть, что дорога петляет между горами и даже делает восьмерки. Заковыристость пути легко объясняется рельефом местности. Это самый высокогорный маршрут, на котором, кстати, располагается и самая высокая на Балканах железнодорожная станция – Аврамово. Ее высота над уровнем моря составляет 1267 м. А еще путешествующие по узкоколейке проезжают через 35 тоннелей общей протяженностью 2857,86 м, больше всего их на участке Велинград – Якоруда. Впрочем, насчет количества тоннелей везде пишут разное, а сами мы их не пересчитали. Так что если ошибаемся, поправьте нас в комментариях.
Железная дорога начинается в Горнофракийской низине, проходит между Рильскими и Родопскими горами (именно тут находится самая высокая станция Аврамово), а затем доходит до Пиринских гор. Неудивительно, что путь весьма живописен и изобилует прекрасными видами.

Расписание и цены

Вагон

Хотя многие выбирают путешествие по узкоколейке в качестве развлечения, это вовсе не туристический маршрут, а обычная железнодорожная линия (только узкая). Многие используют узкоколейку для поездок на работу, например. Билеты можно приобрести онлайн на сайте болгарских железных дорог, причем стоят они очень дешево. Скажем, от Велинграда до Септември можно добраться всего за 2,7 лева. А проехать от конечной станции до другой конечной будет стоить 6,5 лв в одну сторону или 11,7 – в обе. Бензина по горным дорогам сожжется явно на большую сумму, так что совершенно естественно, что местные выбирают железную дорогу. Билеты могут продаваться на станции (как, например, в Велинграде) или непосредственно в поезде (например, если вы садитесь на поезд в Добринище).
Родопская узкоколейка имеет собственный сайт, где есть актуальное расписание и прочая информация. Вот он.

Расписание с сайта узкоколейки (ссылка на него в статье)

Поезда от Добринище до Септември ходят 4 раза в день – в 5.35, 10.35, 14.25, 18.10. От Септември до Добринище можно доехать на поездах в 2.15, 8.42, 12.35, 16.05. По будням есть еще дополнительные поезда, которые идут не по всему маршруту, а только на отдельных участках.
Везде пишут, что поезда ходят точно по расписанию, но у нас другой опыт: в первый раз, по дороге из Добриниште в Велинград, поезд опоздал минут на 20, а во второй раз, из Велинграда в Септември – на 12 минут. При этом последнее опоздание могло стать критичным для тех, кто на станции Септември пересаживался на поезд до Пловдива, но поезд их подождал, к счастью.
Да, от Септември (и в обратную сторону, соответственно), можно доехать до Софии, Пловдива, Варны, Бургаса, Стара Загоры, Пазарджика, Димитровграда. А от Добриниште идут автобусы до Гоце Делчев, Благоевграда и Софии. В расписании на сайте теснолинейки обозначено время пересадок, что весьма удобно.
В этом разделе мы говорим об обычной будничной поездке. Если же вы захотите отправиться в специальную туристическую поездку с паровозом, то стоимость будет гораздо выше, да и расписание будет другое.

Развлекательные поездки

Встреча двух поездов в Аврамово

Периодически на узкоколейке устраивают не обычные, а развлекательные поездки. Стоимость билетов в этом случае выше, обычное расписание неактуально, необходимо заранtе бронировать место. Зато в этом случае вас повезет не обычный дизельный тепловоз, а небольшой, почти игрушечный паровозик. Это, впрочем, неточно, потому что мы встречали развлекательный поезд ни с каким не паровозиком, а таки с тепловозом. Было это 14 августа 2021 года. Вообще, в этом августе таких развлекательных поездок было 5 – 1, 7, 14, 21 и 28 числа. Путников везли от Септември до Аврамово, где их встречали оркестр, фольклорные коллективы, различные развлечения и мы, ваши покорные слуги – в поезде, который ехал в противоположную сторону. А ждали встречный поезд мы потому, что дорога однопутная, и разъехаться поезда могут только на станции, никак иначе. В нашем поезде тоже многие вышли именно в Аврамово, а до этого народу было очень много, и тем, кто сел не в Добриниште, как мы, а, скажем, в Банско, уже не доставалось сидячих мест.
Развлекательная поездка, судя по публикациям в прессе, включала в себя посещение музея узкоколейки, остановки в самых красивых местах, пикник, а также к услугам пассажиров был вагон-бюфет, т.е. вагон-ресторан. И, кстати, вагонов было целых 7 (а у нас – всего три).

Наши впечатления

Вокзал в Добринище

Мы так много слышали об узкоколейке восторженных отзывов, что, по правде говоря, почувствовали некоторое разочарование. Спору нет, дорога действительно красивая, но не настолько красивая, как мы себе воображали. Откроем страшную тайну – ехать до Пиринских гор, в принципе, необязательно, ибо самый живописный участок пролегает от Септември до Велинграда, причем даже ближе к Септември. Там действительно захватывающие виды – настолько захватывающие, что мы забывали фотографировать уходящие в небо скалы и бурную Чепинскую реку где-то далеко внизу.
В общем, ехать интересно и нескучно, но мы рады, что разделили путь на две части и в один день проехали от Добриниште до Велинграда, а в другой – от Велинграда до Септември.
Что касается самого поезда, то обстановка внутри не отличается принципиально от обычных электричек. Разве что мест меньше – с одной стороны ряд из двух сидений, с другой – из одного. Кондиционеров нет, но если окна открыты, то, в принципе, даже в жару достаточно комфортно. Окна, кстати, грязные, поэтому любители фотографировать высовываются в форточки или занимают место между вагонами. Кое-кто даже из дверей свешивается, но вряд ли это так уж безопасно.
Видео, посвященное поездке по узкоколейке на паровозе:

Интерактивная карта узкоколейной железной дороги с сайта, ссылка на который дана выше:
А наши фото можно увидеть в галерее ниже (подписи появятся при наведении мышки на фото).

 
Вам также могут быть интересны другие наши статьи:
Удивительные скалы (Чудните скали) – природный феномен
Хераклея Синтика – настоящие раскопки в Болгарии
Бальнеотерапия в Болгарии

Нравится статья? Поделитесь с друзьями, нажав на кнопки соцсетей! Спасибо!